ВСЯ АВИАЦИЯ
от малых до великих!
БАКАНОВ
САБАК-1М
БАКШАЕВ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ

РК (ЛИГ-7)
БАРТИНИ
СТАЛЬ-6
СТАЛЬ-7
СТАЛЬ-8
Т-117
БЕДУНКОВИЧ
ЛК-4

СХ-1
БЕЛЯЕВ
ДБ-ЛК
БЕРЕЗНЯК
БИ
БЕРИЕВ
14М1П
A-40 АЛЬБАТРОС
А-50
А-60
АИ
АН-БЕ-20
БЕ-1
БЕ-2
БЕ-4
БЕ-6
БЕ-8
БЕ-10
БЕ-10Н
БЕ-12 ЧАЙКА
БЕ-12Н
БЕ-12П
БЕ-12П-200
БЕ-12ПС
БЕ-12СК
БЕ-14
БЕ-30
БЕ-32

БЕ-32 (1993)
БЕ-32К

БЕ-42 АЛЬБАТРОС
БЕ-103
БЕ-112
БЕ-200
БЕ-200ЧС
БЕ-210
ВВА-14
ГЛ-1 ГИДРОЛЕТ
КОР-1
КОР-2
ЛЛ-143
МБР-2
МБР-5
МБР-7
МДР-5
МП-1
Р-1
С-13
СД МБР
БИСНОВАТ
"5"
СК-1
СК-2
ШТОРМ
БОК
БОК-1
БОК-3
БОК-5
БОК-7
БОК-8
БОК-11
БОЛХОВИТИНОВ
ДБ-А
И-1
БОРОВКОВ
И-207

Бе-103 многоцелевой самолет-амфибия.


1 | 2 | 3 | 4

ОАО "ТАНТК имени Г.М.Бериева" успешно завершило в 2001 году сертификационные испытания амфибии Бе-103. Итогом многолетней работы его коллектива и смежных организаций стало вручение 26 декабря генеральному конструктору Г.С.Панатову сертификата типа нормальной категории на этот самолет. Сертификационные испытания Бе-103 проводили летчики фирмы Г.Г.Калюжный, В.Л.Лукьянов, К.В.Бабич и Ю.М. Кабанов (ГосНИИ ГА). Выполнено 263 полета, из которых 59 - с водной поверхности (общий налет 161 ч.).

Амфибия Бе-103 предназначена для решения широкого круга задач и, прежде всего, для грузопассажирских перевозок (до пяти человек), оказания срочной медицинской помощи, противопожарного надзора, патрулирования и экологического контроля акваторий.

Особенностью машины является ее аэродинамическая компоновка с низкорасположенным крылом с наплывом. Крыло, находясь в полупогруженном состоянии, создает и архимедову силу, разгружая фюзеляж. На режиме глиссирования под крылом образуется динамическая воздушная подушка, а на высотах до одного метра дает о себе знать эффект близости поверхности раздела двух сред, снижающий индуктивное сопротивление. Все это заметно улучшает взлетно-посадочные характеристики и весовую отдачу амфибии. Другим отличием машины стало цельноповоротное горизонтальное оперение, находящееся в зоне обдувки воздушными винтами.

На Бе-103 реализуется концепция глиссирования самолета на трех точках - редане лодки и задних кромках центроплана крыла, за счет чего повышаются мореходные характеристики машины. Самолет может эксплуатироваться на водоемах глубиной более 1,5 м и размером более 600 м при высоте волны до 0,6 м, а также с грунтовых аэродромов. Пилотирует один или два летчика. Он рассчитан на перевозку 4 - 5 пассажиров или 385 кг грузов. По замыслу создателей, Бе-103 может найти применение для выполнения различных задач: грузопассажирских перевозок; оказания срочной медицинской помощи; экологического контроля акваторий; туристического бизнеса; противопожарного контроля лесов. Самолет могут использовать силовые министерства в качестве штабного, разведывательного, а при установке соответствующего вооружения - боевого.

Тщательная отработка аэродинамической компоновки Бе-103 позволила поднять максимальное значение аэродинамического качества почти на 30% по сравнению с ближайшими аналогами, доведя его до 14,5.

Первоначально самолет проектировался под 150-сильные двигатели. На машину же установили американские шестицилиндровые моторы "Теледайн Континентал" IO-360 ES4 мощностью по 210 л.с. Двигатели размещены на горизонтальных пилонах по обеим сторонам лодки над задней частью центроплана крыла, защищающего трехлопастные воздушные винты от воздействия воды на взлетно-посадочных режимах.

15 июля 1997-го летчик-испытатель ТАНТК имени Г.М.Бериева В.Ульянов совершил на Бе-103 первый полет , правда, с сухопутного аэродрома, а 24 апреля следующего года второй прототип ушел в небо с воды. В течение месяца после начала летных испытаний все шло хорошо, но 18 августа за день до открытия авиационно-космического салона МАКС-97 произошла катастрофа опытной машины RA-37019. Тогда специалисты предположили, что виной всему - неправильные действия пилота.

Спустя два года еще одна трагедия. В Штраубинге (Германия) гибнет второй опытный самолет (RA-03002), впервые поднявшийся в воздух в ноябре 1997-го. Говорили, что на этот раз причиной трагедии оказался механизм флюгирования лопастей воздушного винта.

Две подряд трагедии заставили иначе взглянуть на аэродинамику Бе-103. В итоге на третий прототип, взлетевший в феврале 1999-го, установили фиксированные концевые предкрылки и попутно брызгоотражательные щитки. Самолет построили на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении. В результате заметно расширился диапазон полетных углов атаки.

Вот что рассказал летчик ТАНТК имени Г.М.Бериева К.В.Бабич, выполнивший не один десяток полетов на Бе-103: "Правилами АП-25 предусмотрены испытания на больших углах атаки. Иными словами, пилот увеличивает углы атаки самолета до тех пор пока не обнаружит признаки, описанные в АП-25. И здесь главное не опоздать и вовремя вернуть машину в нормальный полет. Этого было бы достаточно, чтобы ответить на многие вопросы, стоящие перед испытателями. Но специалисты АНТК имени Г.М.Бериева пошли дальше и проверили Бе-103 на сваливание. Самолет и в этом случае не подвел и легко выходил из сложного положения."

На четвертом самолете предусмотрели установку метеорадиолокатора, что делает Бе-103 всепогодным. К настоящему времени завод в Комсомольске-на Амуре построил шесть машин и они находятся на различных стадиях испытаний в Таганроге. Сегодня в Бе-103 очень заинтересованы службы лесного хозяйства, пограничники, МЧС и многие другие эксплуатанты авиационной техники.

Как рассказал на пресс-конференции в январе 2002-го генеральный конструктор Г.С.Панатов, США высказали желание сертифицировать Бе-103 у себя. Комментарии, как говорится, излишни, ведь самолет- есть продукт, созданный по самой современной технологии и удовлетворяющий самым изысканным "вкусам" покупателей. Существенное препятствие для приобретения машины отечественными эксплуатантами - ее высокая цена, а окупаемость Бе-103 наступит лишь после выпуска около 100 самолетов. Одним из путей снижения стоимости машины может стать оснащение ее отечественными роторно-поршневыми моторами, но это - ближайшая перспектива. До войны на авиалинии вдоль черноморского побережья эксплуатировались самолеты МП-1 (гражданский вариант разведчика МБР-2). У ОКБ же сегодня есть возможности (включая базу в Геленджике и самолеты) для возрождения этой, хотя и сезонной линии. Да и пассажиры наверняка найдутся. Лучшей рекламы Бе-103 не придумаешь.

Модификация   Бе-103
Размах крыла, м   12.72
Длина самолета, м   10.65
Высота самолета, м   3.58
Площадь крыла, м2   25.10
  пустого  
  нормальная взлетная   2270
  топлива   245
Тип двигателя   2 ПД М-17 (или ПД Teledyne Continental Motors)
Мощность, л.с.   2 х 175
Максимальная скорость, км/ч   285
Крейсерская скорость, км/ч   250
Перегоночная дальность, км   1350
Практическая дальность, км   1100
Радиус действия, км   500
Практический потолок, м   3000
Экипаж, чел   1-2
Полезная нагрузка:   5 пассажиров или 2 раненых или 3 патрульных и 385 кг груза

 

Источник сайт: www.airwar.ru