ВСЯ АВИАЦИЯ
от малых до великих!
ПОЛИКАРПОВ
2И-Н1
БДП
ВИТ-1
ВИТ-2
Д-2
ДИ-1
ДИ-2
И-1
И-3
И-5
И-15
И-15Бис
И-16 тип 4
И-16 тип 5
И-16 тип 6
И-16 тип 10
И-16 тип 12
И-16 тип 17
И-16 тип 18
И-16 тип 20
И-16 тип 24
И-16 тип 27
И-16 тип 28
И-16 тип 29
И-17
И-152

И-153 ЧАЙКА
И-153 ГК
И-153 ТК
И-153 УД
И-180
И-185
И-190
ИВАНОВ
ИЛ-400
ИТП
МПИ-1
МР-1
МР-5
МУ-1
НБ(Т)
П-1
П-2
П-2
ПМ-1
По-2
По-2П
Р-1
Р-2
Р-4
Р-5
Р-5Т
СВБ
СПБ
ССС
ТБ-2
ТИС
У-1
У-2
У-2ВС
У-2ЛШ

У-2СП
УТИ-2
УТИ-4
ПЕТЛЯКОВ
АНТ-42
ВИ-100
ПЕ-2
ПЕ-2ВИ
ПЕ-2 ГНЕЙС
ПЕ-2И
ПЕ-2 М-82
ПЕ-2Р
ПЕ-2РД
ПЕ-2УТ
ПЕ-2Ф
ПЕ-2 ФЗ
ПЕ-3
ПЕ-3бис
ПE-8
ПE-8 М-82
Пе-8ОН
ТБ-7

ПАШИНИН
И-21
ИП-21

П-1 легкий транспортный самолет.


Для нас стало привычным слово "конверсия", то есть перевод части предприятий оборонной промышленности на мирные рельсы. Уже появились первые практические результаты такого рода перестройки в авиации: ряд известных фирм, специализировавшихся раньше на создании сугубо боевой техники, перепрофилировался на конструирование и выпуск самолетов для народного хозяйства.

Но, пожалуй, один из первых примеров конверсии - это создание на заре Советской власти самолета Р-1. Появившийся вначале как разведчик, он потом нашел очень широкое применение в Аэрофлоте в качестве почтового самолета.

Р-1 появился не сразу. В конце 1917 года московский завод "Дукс" получил комплект рабочих чертежей самолета "Де Хевиленд" - ДН 9а. Однако, чтобы его построить, не хватало материалов и предназначенных ему двигателей. Правда, на заводе имелось некоторое количество других двигателей - типа "фиат", "Даймлер" и "Сиддлей-Пума".

Тогда служивший на "Дуксе" Н. Н. Поликарпов, впоследствии известный авиаконструктор, переработал чертежи "Де Хевиленда" с учетом имевшихся возможностей. Получился удачный симбиоз англо-советского разведчика. Он выпускался до 1931 года. Всего было сделано громадное, по тем временам, количество Р-1 - 2800.

У этого самолета было несколько модификаций, в частности: P-1 с мотором "Даймлер" ("Мерседес") в 260 л. с. За 1922-1923 гг. построили 100 таких самолетов. P-1 с мотором М-5 в 400 л. с. выпускался особенно большой серией. P-1 с мотором "Ябррен-Дитрих" в 450 л. с. Сделан был всего лишь один экземпляр в 1926 г. Р-2 с моторов "Сиддлей-Пума" в 220 л. с. Он применялся в учебных авиашколах. На Одном из них, специально подготовленном, летчик А. Н. Екатов в составе группы советских самолетов
совершил перелет Москва-Пекин. Р-П в военном и учебно-тренировочном вариантах. МР-1 (Р-1 поплавковый) - морской разведчик. П-1 - гражданский самолет.

В 1931-32 гг. 103 Р-1 направили из ВВС в летные школы ГВФ в Батайске, Тамбове, Балашове, в Ленинградский учебный комбинат и Московский авиатехникум спецслужб. Там Р-1 использовались в качестве усовершенствованных тренажеров. В 1931 г. ВВС передали десять Р-2 «Осоавиахиму» и одиннадцать Р-1 - в НИИ ГВФ. Две машины с номерами СССР-И4 и СССР-И13 получил «Глававиапром», и позднее они попали в Московский авиационный институт.

Гражданским Р-1 15 августа 1931 г. присвоили обозначение П-1 (в регулярный авиарегистр их занесли под номерами серии СССР-Л). С П-1 было снято вооружение и все дополнительное военное оборудование, а кабина стрелка приспособлена под прием мешков с почтой или груза. 

Впрочем, уже в следующем году П-1 начали снимать с гражданского регистра. Последние 4 самолета использовались на регулярных авиалиниях в Украинском и Закавказском управлениях Аэрофлота. В общем, использование П-1 в ГВФ следует оценивать как эпизодическое. Основной причиной являлось то, что самолет был строгим в пилотировании, для полетов в сложных метеоусловиях и ночью малопригодным.

Каков "технический портрет" П-1? Его фюзеляж был ферменной конструкции с фанерной трехслойной обшивкой. Бипланная коробка крыльев имела коробчатые лонжероны. У основных стоек были сквозная ось, расчалки и шнуровая шестнадцатимиллиметровая амортизация. Главный бак емкостью 390 литров устанавливался в фюзеляже под центропланом. Радиатор лобовой, сотовый. Летом, в жару, подвешивался дополнительный радиатор. В целом самолет был простым, прочным, дешевым.
 

Модификация   П-1
Размах крыла, м   14.02
Длина, м   9.24
Высота, м   3.30
Площадь крыла, м2   44.54
Масса, кг  
  пустого самолета   1450
  нормальная взлетная   2200
Тип двигателя   1 ПД М-5
Мощность, л.с.   1 х 400
Максимальная скорость, км/ч   182
Крейсерская скорость, км/ч   156
Практическая дальность, км   820
Скороподъемность, м/мин   182
Практический потолок, м   4200
Экипаж   2

Источник сайт: www.airwar.ru