АВИАКОР
КАСАТИК М-12

АВИАВНИТО
АНИТО-1

АВИАТЕХНИКА
ЯСТРЕБ-2

АЛЕКСАНДРОВ
АК-1

Р.Е.АЛЕКСЕЕВ
КМ
ЛУНЬ
ОРЛЕНОК
СМ-1
СМ-2

СМ-3
СМ-4
СМ-5

СМ-6
СМ-8
СТРИЖ
УТ-1
С.М.АЛЕКСЕЕВ
И-211
И-211 АШ-83
И-215

"Проект 140"
"Проект 150"
АНАТРА
АНАДВА тип ВХ
АНАДЕ
АНАКЛЁ
АНАКЛЕР
АНАТРА Д

АНАТРА ДС
АНАТРА ДСС
АНАСАЛЬ

ВУАЗЕН ИВАНОВА
ДЕКАН
АННЕНКОВ
Л-4
Л-6
АРХАНГЕЛЬСКИЙ
АР-2
Б-1
ММН
СБ
СБ 2РЦ
СБ-РК
СББ
УСБ
АЭРОПРАКТ
А-20

АЭРОПРАКТИКА
Е-12

АЭРОПРОГРЕСС
СНЕГИРЬ

СМ-3 (5) экспериментальный экраноплан.


В 1962 году был построен еще один экраноплан, отличавшийся  от СМ-1(2) - СМ-3. Он был построен для исследования аэродинамической компоновки с крылом малого удлинения. Реализована схема поддува под крыло: сопла в носке крыла на его нижней поверхности создавали струйную завесу по всей передней кромке, сам же двигатель размещался в фюзеляже.

В следующем году был построен СМ-4, являвшийся дальнейшим развитием СМ-3 с увеличенным до трех человек экипажем и двумя двигателями - маршевым и стартовым. За соплом первого - газовый руль для управления на малых скоростях. Регулируемая со-пловая система стартового двигателя направляет газовые струи под крыло.

В этом же году была построена масштабная (1:4) копия гигантского экраноплана КМ - СМ-5. В 1964 г. СМ-5 потерпел катастрофу, попав в мощный встречный воздушный поток. Его резко качнуло и приподняло. Пилоты включили форсаж для набора высоты, но аппарат оторвался от экрана и потерял устойчивость, экипаж погиб. Это была первая катастрофа с экранопланом семейства "СМ".

Для изучения поддува и полета над опорной поверхностью в 1964 г. построен экраноплан СМ-2П7 . По передней кромке крыла с середины размаха шел ряд малых сопел. Направляющие створки отклоняли поток под крыло на режиме поддува.


Модификация   СМ-4   СМ-5
Размах крыла, м   15.70   19.40
Длина, м   20.00   24.50
Высота, м   1.96   1.52
Масса, кг    
  пустого снаряженного    
  полетная   4800   7300
Тип двигателя   2 ТРД   2 ТРД
Тяга, кгс    
Максимальная скорость, км/ч   230   230
Крейсерская скорость, км/ч   140   140
Высота полета на экране, м   1.2   1.2
Экипаж, чел   3   2

 

Источник сайт: www.airwar.ru