|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
КАИ КАИ-12 ПРИМОРЕЦ КАИ-14 КАИ-19 КАИ-20 АНГАРА КнААПО СА-20П КОЛПАКОВ-МИРОШНИЧЕНКО 2Б-1Л Б-1 КОЛЕСНИКОВ ВЕГА-1 ВЕГА-2 КЦ-20 КОРЧАГИН КАИ-20 АНГАРА ТАЙФУН ЯМАЛ КОСТИТКОВ 302П КОЧЕРИГИН БШ-1 ДИ-6 ДИ-6Ш ЛБШ ЛР ОПБ-5 Р-9 CР ТШ-3 ЦКБ-1 ЦКБ-27 КОМТА КОМТА КОЗЛОВ ПС КОНВЕРСИЯ-АЭРО КРЕЧЕТ ФАВОРИТ КОНСТАНТИНОВ У-1 КАЛИНИН АК-1 ВС-2 К-1 К-2 К-3 К-4 К-5 К-7 К-12 КОРОЛЕВ СК-3 КРЕМП самолет Ю.Кремпа КРЫЛОВ 2Б-1Л Б-1 КУДАШЕВ КУДАШЕВ-1 КУЗАКОВ МАК-15М КУРБАЛА ИС ![]() |
К-3 санитарный самолет.Следующему самолету, построенному КБ в 1927 году и получившему индекс К-3, суждено было стать первым в истории отечественной авиации специализированным транспортным средством - воздушной “скорой помощью”. “Санитарка” - так ласково окрестили машину конструкторы - строилась по заказу Российского Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Непосредственную разработку проекта вел А. Н. Грацианский, который держал постоянный контакт со специалистами-медиками. Требования к будущему самолету предъявляли самые жесткие: обеспечение срочной медицинской помощи больным и тяжелораненым непосредственно на месте их нахождения с дальнейшей транспортировкой в ближайшие лечебные пункты. Каким быть санитарному самолету? Потребность в нем возникает всегда неожиданно - отсюда необходимость постоянной готовности его к полету. Срочность оказания медицинской помощи диктует необходимость посадки в непосредственной близости от больного или раненого. В этом случае возможно использование неподготовленных площадок, что накладывает большие ограничения на посадочную скорость, пробег и разбег, а также прочность шасси. В свою очередь, тяжелое состояние больных, транспортируемых самолетом, предполагало создание некоторого комфорта для их размещения с возможностью оказания необходимой медицинской помощи непосредственно в полете. Уже на стадии эскизного проектирования Калинину стало ясно, что эксплуатационные возможности, заложенные в конструкцию серийного самолета, вполне удовлетворяют придирчивых медиков. А вот с компоновкой санитарного отсека кабины пришлось поводиться. Куда и как заносить носилки? Где их пристроить в полете? Как посадить врача и разместить медицинское оборудование? Вариант за вариантом перебирали молодые инженеры, но приемлемого решения все не было. “И вот однажды утром,- вспоминает А. Н. Грацианский,- едва переступив порог КБ, я поспешил к Константину Алексеевичу: так сильно было желание показать еще один вариант. Дверь в салон я предлагал удлинить в горизонтальном направлении и расположить в хвостовой части фюзеляжа. А носилки крепить к специальным подвескам системы доктора А. Ф. Лингарта - старшего врача военно-санитарной службы РККА... Главный глянул, минуту-другую поразмыслил и вынес “приговор”: - Что ж, это, кажется, именно то...” В результате дружной и напряженной работы уже через месяц-в июне 1927 года-представители Красного Креста и Военно-санитарного управления рассмотрели и утвердили законченный проект самолета К-3. “Санитарка” получила традиционное высокорасположенное эллиптическое крыло и отработанный фюзеляж форменной стальной конструкции. Причем Калинин решает опять вернуться к деревянному крылу - легкому, прочному и очень удобному при ремонте. Размеры и внешние очертания санитарной машины сохранились те же, что и у предыдущей модели, хотя сама конструкция “похудела” на 80 кг. Это позволило увеличить полезную нагрузку самолета и заметно улучшить его скороподъемность. Просторная и светлая кабина, кроме пилота и бортмеханика, вмещала носилки, устанавливаемые в два яруса, и одного врача. Носилки с больным подавались в санитарный отсек через длинный прямоугольный люк в левом борту фюзеляжа, а затем крепились. Врач располагался в ногах больного на удобном складном кресле. За его спиной имелся шкафчик с медикаментами и баллон с воздухом. В углу поставили бачки с холодной и горячей водой и сливную раковину. Стенки кабины обшивались теплым звукопоглощающим войлоком с подогревом от двигателя. Сама кабина проветривалась двумя вентиляторами, а в проходе разместили плафоны электроосвещения. Пол и все устройства санитарного отсека позволяли регулярно проводить тщательную очистку и дезинфекцию. Полезная нагрузка при четырехчасовом запасе топлива составляла 340 кг. В начале декабря 1927 года установленная на лыжи “санитарка” своим ходом прибыла в Москву. На Центральном аэродроме самолет совершил несколько полетов с представителями санитарных служб, продемонстрировав легкий взлет и посадку, отличные устойчивость и управляемость в полете. Особое восхищение вызывал санитарный отсек. “Самолет К-3,- писал журнал “Авиация и химия”,- является большой победой советской авиационной техники”. Высокие качества машины подтвердили государственные испытания в НИИ ВВС. К-3 с полной нагрузкой развил среднюю скорость полета свыше 150 км/ч и, что было очень важно, показал расчетные взлетно-посадочные характеристики. 4 марта 1928 года К-3 в составе эскадрильи “Наш ответ Чемберлену” был торжественно передан представителям Воздушного Флота на Центральном аэродроме в Москве. Самолету присвоили наименование “РОКК-1”, определив место службы в транспортно-экспедиционном пункте управления санитарной службы. В 1928-1930 годах на нем доставили в больницы из труднодоступных районов 30 человек. Тогда это расценивалось как большое достижение.
Источник сайт: www.airwar.ru |
|||||||||||||||||||||||||||||||||